пятница, 17 мая 2019 г.

«Два Владимира - два фронтовика»


Киришский историко-краеведческий музей гордится своей коллекцией живописных и графических произведений.
Достойное место среди них занимают работы Народных художников, членов Академии художеств Владимира Александровича Ветрогонского и Владимира Георгиевича Старого. Не случайно, накануне празднования Дня Победы в музее открылась выставка, посвященная их творчеству. Оба они в годы военного лихолетья с оружием в руках встали на защиту Родины.
Владимир Старов шестнадцатилетним подростком работал санитаром в эвакогоспитале в блокадном Ленинграде. Зимой 1942 года его, измождённого от голода, вывезли на большую землю. Закончив десять классов, в 1943 году он становится разведчиком в составе частей I Белорусского фронта. Великую Отечественную войну В.Г.Старов закончил в городе Цербсте и ещё 4 года служил в группе советских войск в Германии.
Владимир Александрович Ветрогонский, студент первого курса института живописи, скульптуры и архитектуры, эвакуированного в Самарканд, в 1942 году мобилизован в армию: в воинскую часть, в рядах которой сражался и погиб его отец. Воевал на Волховском фронте и закончил войну на Эльбе.
В.Г. Старова называют одним из основоположников Петербургской графической школы. Владимир Георгиевич является автором обширных серий эстампов, созданных в технике линогравюры, литографии, офорта, а также многочисленных рисунков и акварелей. Для творчества художника характерен пристальный интерес к общественно значимым, социально масштабным темам. В работах отражены наиболее драматические периоды отечественной и мировой истории. Произведения В.Г. Старова украшают художественные коллекции 83-х музеев в России и за рубежом.
В Киришском историко-краеведческои музее на выставке «Художники-фронтовики» представлены работы В.Старова «На Эльбе», «Солдатская мать», «Вышедшие из боя», «Жизнь начинается снова», «Штурм Рейхстага», а также автопортрет.
Основной мотив станковой и книжной графики художника В.А.Ветрогонского – возникновение промышленных гигантов на Северо-Западе страны. Серия его рисунков и гравюр – эпическое повествование о труде, о новой красоте индустриального века. В начале 60-х гг. ХХ века он создал художественные работы о Киришской стройке: «Киришские звезды», «Весна в Лесном посёлке», «Станция Кириши», «Кириши. 5 октября 1968г», «Кириши. Посёлок Лесной».
Работы В.А.Ветрогонского также можно увидеть во многих российских и зарубежных музеях, в т.ч. в Третьяковской галерее и Русском музее.
Знакомство с творчеством двух художников-фронтовиков не ограничивается экспонатами выставки «Художники-фронтовики». Их работы, иллюстрирующие значимые этапы истории нашей страны, нашего города также размещены в основной экспозиции Киришского историко-краеведческого музея.